Приветствую Вас Гость
DarkDneprCommunity
Главная страница | FAQ (вопрос/ответ) | Регистрация | Вход
 
Начало » FAQ » GOTHIC FAQ by Andrew 'Coroner' Narkevich

FAQ DDC [1]
GOTHIC FAQ by Andrew 'Coroner' Narkevich [34]
v.3.1 dated 16/VIII/98, updated 2006 Взято с gothic.ru
GOTHIC SUBCULTURE FAQ by Coroner & Claire [56]
Version 0.98 dated 28/II/2000 Взято с gothic.ru

FAQ составлен с единственной целью - внести хотя бы частичную ясность в вопрос - что считать готикой. Данный FAQ не претендует на полную достоверность и соответствие действительности, но он максимально приближен к реальности и опять же максимально абстрагирован от личный пристрастий автора.

Также хотелось бы выразить благодарность следующим людям, которые оказали помощь в работе над данным FAQ:

Дмитрий Толмацкий, Алексей Чулин,


В самом начале хотелось бы внести ясность в терминологию. Готика - это огромный жанр, по большей части причисляемый к альтернативной музыке, включающий такие абсолютно разные, как по звучанию, так и по общей концепции, стили как gothic rock, darkwave, ethereal, etc. В этом FAQ везде, где вы увидите слово "готика" без дополнений, имеется в виду сам жанр готики, а конкретные стили уточняются отдельно (пример "готик-рок").

Вопреки распространенному сейчас, и, к сожалению, абсолютно ошибочному мнению, готика это не подвид doom metal, и не произошла от дума. Корни готик-рока (а именно этот стиль и является первым среди все остальных готических стилей) лежат в постпанке.


В этом FAQ вы найдете материалы по классификации практически всех готических стилей, но нужно отдавать себе отчет в том, что классификация это достаточно зыбкая и субъективная вещь - и хотя широко распространена точка зрения о том, что сама идея классификации музыки порочна, я считаю идею классификации по стилям очень полезной и правильной, хотя и довольно непростой.

Вот что говорит по поводу классификации известный сайт Gothic Subculture:

"Шесть причин, по которым группу можно назвать готической:

1. Музыка группы вписывается в один из готических стилей - их музыка создает несколько жутковатое или сюрреалистическое настроение.

2. Тексты песен группы содержат готические темы (пример - гротескные, загадочные или "опустошенные" тесты песен).

3. Члены группы выглядят как готы - носят только черные одежды.

4. Группа называет себя и/или свою музыку Готической - Они выступают с другими группами, которые считаются готическими. Их композиции выходят на готических сборниках.

5. Фирма грамзаписи, продавцы музыки или музыкальные журналисты представляют эту группу как Готическую, по причинам обычно основывающимся на вышеупомянутых четырех критериях. Однако, часто мотивацией для описания группы как Готической, служит желание выгодно продать музыкальный продукт, и в таком случае ни один из четырех вышеупомянутых критериев может не приниматься во внимание.

6. Наиболее шаткий критерий, для того чтобы описать группу как Готическую - то, что люди называющие себя Готами, слушают эту группу. Это не делает группу готической, но убеждает множество людей в том, что группа является таковой, в не зависимости от того удовлетворяют ли они хотя бы одному из упомянутых критериев."

Хотя некоторые из данных критериев выглядят достаточно комично, следует уделить некоторое внимание каждому из них. С критерием N 1. вы сможете разобраться ознакомившись с пунктами 5.1 - 5.13 FAQ - обычно классификация по данному критерию идет на уровне аналогий - сравнивая звучание коллектива с уже известными, четко классифицированными группами. Хотя фактор создания настроения тоже немаловажен - но он, к сожалению, не может являться критерием в данном вопросе. Пункт N 2. достаточно размыт - действительно Готика один из немногих жанров западной музыки, где тексты песен имеют далеко не последнее значение, и очень часто на них делается особый акцент, но существует немало других стилей, с мрачной лирикой, да и у самих готов далеко не всегда подобная лирика, хотя иногда тексты являются решающим фактором для классификации коллектива как gothic. Критерий N 3. с первого взгляда достаточно комичен - мало ли кто одевается в черное? но в действительности, то, что участники группы являются готами - 100% критерий для причисления группы к "Готическим" - естественно под "готом" имеется в виду далеко не просто "черные одежды", а целый комплекс параметров отчасти описанный в пунктах 6. и 6.1 данного FAQ. Я несколько не согласен с формулировкой критерия N 4. то, что группа называет себя готической, совсем не значит что она выступает с другими gothic коллективами и выходит на gothic компилейшенах. И зачастую группы сами называющие себя 'gothic' имеют к данному жанру весьма отдаленное отношение. Пункт 5. тоже не совсем корректен, смешивая в одну кучу музыкальных критиков и фирмы грамзаписи, не учитывая то, что вторые преследуют преимущественно коммерческие интересы. Хотя замечание насчет лэйблов очень важно - дело в том, что существует немало лэйблов, специализирующихся только на готической музыке (Например Projekt или Tess), и одного факта выхода альбома группы на подобном лэйбле достаточно для однозначной классификации коллектива как gothic. Пункт 6. действительно очень шаткий - готы слушают много разной музыки, например многие американские готы просто обожают Nine Inch Nails - и что мы видим? NiN постепенно начинают называть готической группой, я считаю что не стоит уделять пристальное внимание тому, слушают ли готы данную группу. На мой взгляд основным "общим" критерием, который можно вывести объединив пункты 3., 4., 5. и 6. является принадлежность группы к субкультуре - этот параметр далеко не так примитивен как "слушают ли эту группу готы". Критерием принадлежности к субкультуре является вовлеченность в жизнь оной - если группа выступает на goth фестивалях, или дает концерты с другими готическими группами, если коллектив выходит на готическом лэйбле, и участвует в goth сборниках, если участники группы являются готами и группу слушают готы, ели коллектив рецензируется и интервьюируется в готических изданиях и радио-шоу - это однозначно говорит о том, что данную группу с большой уверенностью можно назвать готической.

Естественно я отдаю себе отчет, что подобная система классификации выглядит не очень привлекательно, но к сожалению в gothic далеко не всегда можно обойтись одними "музыкальными" критериями.


В самом конце семидесятых/начале восьмидесятых часть постпанковых групп с довольно оригинальным звучанием уже перестали вписываться в рамки существовавших музыкальных течений, и ,как следствие, журналисты стали придумывать для этого музыкального явления различные термины - так и было придумано название Gothic Rock. Скорее всего впервые термин Gothic Rock был использован на BBC в 78 году для описания музыки JOY DIVISIN, позднее, в 79 году, этот термин был "раскручен" газетой "New Musical Express" - для описания сингла BAUHAUS "Bela Lugosi's Dead", который и считается первым готик рок синглом, и именно от него и ведет отсчет готик-рок как стиль. Также, примерно в то же время, термин готик-рок использовала Siouxsie Sioux для описания нового звучания SIOUXSIE AND THE BANSHEES. Именно JOY DIVISIN, SIOUXSIE AND THE BANSHEES, BAUHAUS и есть постпанковые корни готик-рока. Следует заметить, что изначально под словом "Gothic" имелась в виду не "готический", а грубый, "варварский" или "готский" (от названия племен готов), так как вышеупомянутые группы звучали довольно грубо, агрессивно.

Первой готик-рок группой считается BAUHAUS. Именно с них и началась готик-рок волна. Корни готик-рока лежат в Англии - точнее в английских андерграундных клубах (самый известный из которых Batcave, где выступали фактически все родоначальники готик-рока). Классический (старый - начало восьмидесятых - конец восьмидесятых) готик-рок я бы разделил на две части - группы с постпанковым саундом появившиеся/или ставшие известными на готик-рок волне и группы с более оригинальным, уже трудно сопоставимым с постпанком звучанием. К первой группе с уверенностью можно отнести BAUHAUS, SOUTHERN DEATH CULT (позднее THE CULT), Specimen, The Virgin Prunes, Sex Gang Children, The Cure (ранний). Ко второй категории (ранние готик рок группы, отошедшие от постпанка) я бы отнес X-Mal Deutschland, The Sisters of Mercy, Mission, Fields of the Nephilim, Christian Death, All About Eve, etc. 90-е годы отмечены возрождением готик-рока (и готики в целом). К сожалению, большинство талантливых групп сегодняшних дней еще мало известны.

Несмотря на обилие ранних gothic rock групп на современный готик-рок оказали влияние далеко не все из них. Наиболее очевидны влияния The Sisters of Mercy, Fields of the Nephilim и The Mission, менее очевидны, но все же присутствуют влияния Christian Death, All About Eve и Red Lorry Yellow Lorry. Благодаря мощному всплеску готической музыки в начале восьмидесятых, у современных gothic rock групп была благодатная почва для развития. По мере развития стиля, звучание все больше отходило от традиционного готик-рока, включая в себя все больше элементов других стилей.

К сожалению в этом вопросе нет единого мнения - существует две полярные точки зрения - некоторые считают, что ethereal возник благодаря gothic rock, другие говорят о том, что никакого отношения к gothic rock данный стиль не имеет - обе точки зрения имеют право на существование, и я попытаюсь описать их. Дело в том, что очень сложно определить первый gothic ethereal коллектив или альбом, но, если обратить внимание на то, что говорят большинство современных ethereal коллективов в интервью о том "кто оказал на них наибольшее влияние" - то явно видно что самый часто упоминаемый коллектив это Dead Can Dance, несколько реже упоминаются In the Nursery, Cocteau Twins и This Mortal Coil. Действительно второй и несколько последующих альбомов Dead Can Dance достаточно характерны для ethereal, и по видимому "Spleen and Ideal" 85-го года является первым gothic ethereal альбомом, и дальнейшее развитие стиля можно наблюдать и на "Within the Realm of a Dying Sun" '87 и "Aion" '90. Именно на этом факте и основывается точка зрения утверждающая, что ethereal произошел из gothic rock - дело в том, что дебютный альбом Dead Can Dance выдержан в gothic rock стилистике - и на раннем этапе своего творчества они однозначно были gothic rock группой, следовательно делается вывод о том, что корни ethereal лежат в gothic rock. Мнение о том, что ethereal - отдельная формация, не имеющая отношения к gothic rock, основывается на том, что большинство ранних этереальных групп выпускали свои альбому уже не имея отношения к goth субкультуре - Dead Can Dance, In the Nursery, Cocteau Twins, This Mortal Coil, Area - характерные примеры. Явно видно, что основным рассадником этого стиля стал лэйбл 4AD (Dead Can Dance, Cocteau Twins, This Mortal Coil). Если исследовать различные материалы о ethereal - можно прийдти к выводу, что наиболее вероятно возникновение стиля благодаря Dead Can Dance, This Mortal Coil и In the Nursery. В дальнейшем стиль успешно развивался в первую очередь благодаря уже упомянутому 4AD и новым апологетам этериала - Projekt, хотя немецкий лэйбл Hyperium тоже внес посильный вклад в развитие стиля.

Если мы будем говорить о darkwave в изначальном понимании термина - то основателями darkwave без сомнения являются Alien Sex Fiend - именно они, находясь в сердце goth субкультуры играли оригинальную, диковатую электронную музыку. Может быть именно благодаря тому факту, что один из ранних, известных готических коллективов играл такую музыку, сейчас подобное (мрачное электронное) звучание крайне популярно. По сути Alien Sex Fiend имели прямое отношение к gothic rock, хотя их творчество сложно отнести к нему. Хотя следует признать, что Alien Sex Fiend играли несколько "панковскую" электронную музыку и, несмотря на то, что большинство современных darkwave проектов больше смещены в область пост-индастриал, и им чужда панк эстетика, именно ASF оказали решающее влияние на возникновение нового стиля внутри готической субкультуры - darkwave. Но ситуация с классификацией раннего darkwave несколько осложняется тем, что сейчас darkwave-ом часто называют совсем другую музыку. Как это часто бывает с "пограничными стилями", а сейчаc термином darkwave описывают множество групп и из готической и из индустриальной культуры, имеется несколько точек зрения на развитие данного стиля - например Дмитрий Толмацкий, автор Industrial Culture FAQ считает, что родоначальниками darkwave являются Laibach и приводит в качестве примера их ранние альбомы. Отдельно нужно упомянуть то, что называют Gothic Industrial - я не считаю что нужно выделять отдельный стиль, название которого будет характеризовать факт слияние gothic и post-industrial, ведь darkwave сам по себе означает примерно то же, но этот термин вполне приемлим, когда есть необходимость избежать недопонимания в связи с широтой термина darkwave. Однако иногда Gothic Industrial упоминают как отдельный стиль и в качестве родоначальников приводят James Ray (середина 80-х). Также следует упомянуть немецкую darkwave сцену - в связи с ее локализацией очевидно, что ни ASF и James Ray не оказали влияния на развитие darkwave в Германии. Предтеч данного направления множество - начиная от Can, но по видимому решающее воздействие на формирование "современного немецкого darkwave" оказали Deine Lakaien (конец 80-х). Отдельно следует упомянуть французов Die Form, которые, играя с середины 70-х годов, внесли ощутимый вклад в развитие darkwave и Killing Joke (середина/конец 80-х), которые кроме своего вклада в развитие gothic rock, отличились как одни из возможных родоначальников darkwave.

Synth Gothic - это готическая музыка c элементами Synthpop и New Romantic звучания. Родоначальники направления это CLAN OF XYMOX (XYMOX). Имея непосредственное отношение к готик-субкультуре на начальном этапе ее развития, CLAN OF XYMOX играли смесь готик-рока с потрясающими электронными фишками, атмосферными звуками и драм-машиной. В 80-х они выпустили два замечательных Synth Gothic альбома - "Clan of Xymox" (p)85 и "Medusa" (p)86, которые однозначно заложили базис для развития данного стиля.

В связи с "размытостью" термина не очень понятно что брать за основу, но если говорить о феномене dark folk или apocalyptic folk можно прийти к выводу, что основателями все же являются Death in June и Current'93, не хочу сказать что они совершили какой-то скачок вперед, по сравнению с тем, что было до них, но именно альбомы Death in June "The World That Summer" и Current'93 "Swastikas for Noddy", вышедшие в 1986 году, заложили стандарт того, что сейчас мы знаем как dark folk, и если я правильно понимаю именно для описания их музыки был впервые использован термин apocalyptic folk. Хотя современные исследователи dark folk (например в лице Димы Толмацкого) склоняются к тому, что у dark folk было немало предтечей еще в 60-е/70-е среди которых можно выделить Changes, The Process и отчасти Sand, но естественно никто тогда не называл их dark folk, впрочем как и не называют сейчас.

Общепринято первой gothic metal группой считаются Creaming Jesus, коллектив, внедривший подобное звучание в середине восьмидесятых, но они несколько опередили свое время, и не оказали решающего влияния на развитие стиля. В начале 90-х готам пришлось открывать для себя металлическое звучание заново. Металлические "элементы" встречались у многих gothic rock групп в самом начале 90-х - Marionettes, Nosferatu и Shadow Project - характерные примеры, но скорее всего основная заслуга формирования стиля принадлежит преимущественно молодым коллективам, второй половины 90-х - Lacrimosa, Beyond Dawn, Dreadful Shadows и Into the Abyss. Не следует забывать, что являясь "пограничным стилем", gothic metal относится и к metal субкультуре - у металлистов происходит прорыв в сторону готики в районе 95 года - Wish, Crematory, Lake of Tears и Paradise Lost - характерные представители новой формации металлистов, хотя еще в 94 году вышел альбом "Wisdom Floats" группы Decoryah, который можно с уверенностью назвать gothic metal.

В последнее время готика стала по настоящему самобытным, не похожим ни на что другое, музыкальным жанром. Поэтому с классификацией тоже не все так просто. В тех случаях, где нет определенного, устоявшегося мнения, я буду на это указывать специально. Не смотря на то, что я считаю, что словами нельзя дать даже отдаленное представление о музыке, я все-таки попытаюсь "описать" музыку каждого из стилей и привести примеры. В этом разделе могут быть повторения со вторым разделом.

Также следует принять во внимание, что классификация - достаточно гибкая и субъективная вещь, и нередко одна и та же группа попадает в разные категории.


Как уже было сказано выше, корни готик-рока лежат в постпанке. Своим возникновением готик-рок обязан в первую очередь Joy Division, SIOUXSIE AND THE BANSHEES, Killing Joke, BAUHAUS, UK Decay, etc. - постпанк группам, хотя и некоторые панки, например THE DAMNED, тоже оказали существенное влияние. Музыка вышеперечисленных групп была довольно грубой, агрессивной, но одновременно и депрессивно-декадентской, довольно смазанное звучание, резкий звук гитар - в общем постпанк в лучшем виде.

Рекомендуются к прослушиванию - Joy Division '79 "Unknown Pleasures", Joy Division'80 "Closer", Bauhaus "Mask" (p)81, Bauhaus "The Sky's Gone Out" (p)82.


Как я уже упомянул в разделе 4.2, разумно разделить ранний готик рок на две части - постпанк группы, ставшие популярными/появившиеся на готической волне и причисляемые к готике - Southern Death Cult, Skeletal Family, Theatre of Hate, The Virgin Prunes, Red Lorry Yellow Lorry, The Danse Society, Specimen, March Violets, Ausgang, Sex Gang Children, ранние The Cure, etc (отличаются грубым постпанковым звуком - к ним подходит все то, что я написал в характеристике proto gothic rock групп, и естественно, никаких скрипок, виолончелей, синтезаторов, и мелодичных женских вокалов). Вторая часть - это более самобытные группы, отошедшие от постпанка и относящиеся к раннему этапу (начало 80-х - конец 80-х) развития готик-рока - The Sisters of Mercy, The Mission, Fields of the Nephilim, X-Mal Deutschland, Christian Death, Play Dead, All About Eve, etc (в музыкальном плане это более разнообразная музыка, уже с присутствием различных синтезаторов/драм машин, иногда с присутствием женских вокалов, но по-прежнему это рок и отнюдь не медленный, а довольно ритмичный, и в принципе все еще чувствуется сильное влияние постпанка).

Рекомендуются к прослушиванию - Skeletal Family "Burning Oil" (p)83, Sex Gang Children "Song & Legend" (p)83, Specimen "Batastrophe" (p)83, Sisters of Mercy "First And Last And Always" (p)85, Sisters of Mercy "Floodland" (p)87, The Mission "Gods Own Medicine" (p)86, Fields of the Nephilim "The Nephilim" (p)88, X-Mal Deutschland "Fetisch", X-Mal Deutschland "Tocsin".


Современный готик рок довольно разнообразен, и, в принципе, довольно сложно придумать какой-либо общий критерий для современных готических групп. Если подавляющее большинство ранних готических групп были из Англии, то на современный готик рок накладывает оттенок и места происхождения групп. Сейчас в мире три основных gothic сцены - Германия, Англия и США, gothic rock коллективы из разных стран несомненно имеют свои особенности в звучании. Я попытаюсь привести примеры наиболее интересных и известных современных готик рок групп, это - Faith and the Muse, Die Laughing, Inkubus Sukkubus, Rosetta Stone, Children on STUN, The Wake, London After Midnight, Vendemmian, Nosferatu, Corpus Delicti, Love Like Blood, Two Witches, Sunshine Blind, Giant's Causeway, The Shroud, Black Atmosphere, The Garden of Delight, Mephisto Walz, Moonchild, etc. Часть из них следует дорогой "отцов-основателей" готик рока (London After Midnight, Nosferatu и Corpus Delicti), часть сформировала довольно интересный подвид готик рока - быстрый рок с четким гитарным звуком, очень ритмичный и с женским вокалом (Die Laughing, Inkubus Sukkubus, Sunshine Blind, etc). Как я уже упомянул, общего критерия для современных готик рок групп не существует, но в целом все они довольно далеко ушли от изначального постпанкового саунда в более мелодичную область, часто используются синтезаторы/драм машины, нередко используются скрипки/виолончели, очень часто в группах есть вокалистки, но в целом это по-прежнему рок с гитарным саундом и совершенно не обязательно медленный.

Рекомендуются к Прослушиванию - Faith & the Muse'96 "annwyn, beneath the waves", Die Laughing'95 "Glamour & Suicide", Rosetta Stone'93 "Adrenaline", The Wake'93 "Masked", Inkubus Sukkubus'95 "Heartbeat of the Earth", London After Midninght'95 "Selected Scenes from the End of The World", Nosferatu'96 "Prince of Darkness", Corpus Delicti'96 "Sarabands", Sunshine Blind'95 "Love the Sky to Death", Giant's Causeway'96 "New Light".


Своим появлением стиль Ethereal обязан одному из самых влиятельных независимых музыкальных лэйблов - британскому 4AD, который был основан в 1980 году Ivo Watts-Russell. Руководствуясь своими личными вкусами Ivo "открыл" многих исполнителей, которые позднее стали культовыми не только в рамках готической музыки, но и для современной музыки в целом - BAUHAUS, THE BIRTHDAY PARTY, COCTEAU TWINS, DEAD CAN DANCE, Lydia Lunch, PIXIES, THROWING MUSES, THE WOLFGANG PRESS, X-MAL DEUTSCHLAND. Точно неизвестно, в каком году и при каких обстоятельствах название ethereal утвердилось в виде названия музыкального стиля, однако общепринято родоначальниками жанра считаются три коллектива с 4AD - COCTEAU TWINS, DEAD CAN DANCE и THIS MORTAL COIL. COCTEAU TWINS и DEAD CAN DANCE вышли из пост-панк среды, однако их дальнейшее развитие пошло различными путями - сформировав две различных ветки внутри ethereal стиля. COCTEAU TWINS начиная с первого альбома "Garlands" (1982) ориентировались на мягкий, меланхоличный рок, с медленными гитарными переборами - делая основной акцент на харизматичном вокале Элизабет Фрэйзер, дальнейшее развитие их музыкальные идеи получили на альбоме "Treasure" (1984). DEAD CAN DANCE дебютировали одноименным альбомом, на котором были отчётливо слышны пост-панковые влияния группы, однако уже начиная с сингла "Garden of the Arcane Delight" (1984) и второго альбома "Spleen and Ideal" (1985) их музыка приобретает более эзотерический оттенок - сочетая элементы нео-классики и этнической музыки. Третий коллектив, оказавший явное влияние на развитие стиля - THIS MORTAL COIL, по сути является "сборной" 4AD, собранной лидером проекта Ivo Watts-Russel. В записи альбомов "It'll End in Tears" (1984), " Filigree & Shadow" (1986) и "Blood" (1991) принимали участие музыканты COCTEAU TWINS, SIOUXIE AND THE BANSHEES, DEAD CAN DANCE, X-MAL DEUTSCHLAND, COLOURBOX, THE WOLFGANG PRESS, DIF JUZ, PIXIES, THROWING MUSES, etc. Общим у этих трех групп было наличие доминитрующего женского вокала - именно этот элемент и является основным признаком стиля.

Ветвь меланхоличного этереального рока развивается в основном в Америке и в Англии, частично пересекаясь с волной музыкального стиля названного shoegazer - это забавное название появилось благодаря музыкальной прессе, отметившей манеру музыкантов играть на гитаре опустив голову - как бы разглядывая свои ботинки (shoes). В 1983 году в Америке был образован лэйбл Projekt, который стал основным "рассадником" этриального рока в начале 90-х, и поныне остаётся самым активным лэйблом выпускающим музыку в стиле ethereal. Этот лэйбл является родным для групп ATTRITION, AUDRA, BLACK TAPE FOR A BLUE GIRL, FAITH & DISEASE, LOVE SPIRALS DOWNWARDS, LYCIA, MIRA, SOUL WHIRLING SOMEWHERE, UNTO ASHES, многие из которых продолжают традиции ethereal от COCTEAU TWINS. Небольшим, но активным лэйблом занимающимся ethereal является Middle Pillar Present - THE MACHINE IN THE GARDEN, THE MIRROR REVEALS, SUMERLAND, THE CHANGELINGS. Кроме того, стоит упомянуть американский лэйбл Tess, существовавший в середине/второй половине 90-х, на котором выходили такие ethereal rock группы как FAITH & THE MUSE, TRANCE TO THE SUN, THIS ASCENTION.

Другая ветвь ethereal - взявшая за основу нео-классическую и этническую музыку, сформировавшаяся под влиянием DEAD CAN DANCE, развивалась в основном в континентальной Европе. В 90-х основной движущей силой европейского ethereal стал немецкий лэйбл Hyperium, где поселилось большое количество ethereal проектов. Чаще всего эти группы не использовали живые инструменты, а создавали своего рода стилизации под классическую музыку, используя электронные инструменты, однако акцент на высоком женском вокале оставался неизменным. Такие группы с Hyperium как STOA, LOVE IS COLDER THAN DEATH, CHANDEEN, ELEVEN SHADOWS, SPEAKING SILENCE, CLAIRE VOYANT, STELLA MARIS, COLLECTION D'ARNELL-ANDREA становятся популярными в том числе и благодаря серии сборников "Heavenly Voices" (нередко название этой серии используется как обозначение стиля, равнозначеное ethereal).

К сожалению, в конце 90-х начинается период упадка ethereal - появляется всё меньше новых групп, исполняющих музыку в этом жанре, закрываются лэйблы Hyperium и Tess. В настоящее время часть ethereal коллективов нашла приют на главном немецком готическом "мэйджоре" Trisol - NON COMPOS MENTIS, IMPRESSIONS OF WINTER, OPEHLIAS DREAM, PILORI, а единственным крупным европейским лэйблом специализирующемся преимущественно на ethereal музыке сейчас является французский лэйбл Prikosnovenie - на нём издаются CAPRICE, COLLECTION D'ARNELL-ANDREA, FLEUR, Louisa John-Krol, JACK OR JIVE, LES SECRETS DE MORPHEE, DAEMONIA NYMPHE. Несколько групп поселилось на шведском Cold Meat Industry - ARCANA, GOTHICA, NOVA. Некоторые ethereal группы выпускают свои альбомы самостоятельно, например как британцы IN THE NURSERY.

Несмотря на то, что стиль окончательно не умер, особой активности в нём не наблюдается и пока ничто не предвещает его возрождения. Однако до сих пор ethereal музыка имеет круг преданных поклонников, многие из которых считают этот стиль "чистой готикой".

Рекомендации к прослушиванию: COCTEAU TWINS "Treasure", COCTEAU TWINS "Garlands", DEAD CAN DANCE "Within the Realm of a Dying Sun", THIS MORTAL COIL "Filigree & Shadow", LYCIA "The Day in the Stark Corner", BLACK TAPE FOR A BLUE GIRL "Ashes in the Brittle Air", STOA "Urthona", LOVE IS COLDER THAN D EATH "Teignmouth".


В принципе дарк/блэк эмбиент не является готическим стилем, а скорее эмбиент/индустриально/электронным, но он довольно тесно связан с готикой. Дарк Эмбиент это эмбиентная (в задачу данного FAQа не входит объяснение того, что такое эмбиент, но грубо говоря эмбиент это специфическая форма музыки основной задачей которой является создать некое настроение, эта музыка скорее "обволакивает", и часто не использует такие обязательные составляющие других музыкальных стилей как мелодия или ритм, примером классического эмбиента является Brian Eno (Ambient 1,2,3,4)) по своей структуре музыка создающая довольно мрачное настроение. Часто выделяют black ambient - музыку сходную по идеологии с black metal (часто это сайд проекты различных black metal групп). На Дарк Эмбиенте специализируются многие лэйблы, но самый известный из них - Cold Meat Industry. Наиболее известными/оригинальными представителями являются Raison d'etre, Abruptum, Mortiis, Aghast, Ildfrost, Morthound, Lustmord, Pazuzu, Brighter Death Now.

Рекомендуются к прослушиванию - Raison D'Etre'95 "Within the Depths of Silence and Phormations, Mortiis'95 "Keiser av en Dimensjon Ukjent", Aghast'95 "Hexeri im Zweilicht", Ildfrost'94 "Autumn Departure", Pazuzu'95 "And All Was Silent".


Ситуация с этим стилем довольно запутанная. Изначально так называли мрачную электронную музыку с обилием сэмплов, довольно ритмичную. Например Phallus Dei, Deine Lakaien, Die Form, Mordor, Rosetta Stone (после 95 года), Sanctum, Ichor, Deutsch Nepal. Но сейчас дарквэйвом называют уже просто мрачные электронные и эмбиентные альбомы которые не вписываются в dark ambient область, но все же достаточно готичны, так что к вышеперечисленным добавляются The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud, Die Verbanten Kinder Eva's, Welten Brand, Mortiis, etc. Но мало того, сейчас достаточно распространенной тенденцией является называть darkwave-ом все подряд, без разбора. Например Gothic Darkwave-ом иногда называют мрачных представителей Gothic Ethereal, например Love Is Colder Than Death или Lycia. Или еще более одиозный пример - на фирменном CD Giant's Causeway "new light" есть наклеечка "darkwave & gothic metal", однако данный диск является 100% gothic rock. В принципе в основном термин darkwave используется чтобы отделить группы с готическим настроением от goth rock и ethereal групп, почти все группы которые используют электронные инструменты и звучат "готично" обзывают darkwave (начиная от Endraum и заканчивая Rosetta Stone). Часто вместо darkwave используется термин goth-industrial который несомненно более конкретный, но не имеет такого распространения как термин darkwave.

Рекомендуются к прослушиванию - Phallus Dei'96 "Luxuria", Deine Lakainen'93 "Forest Enter Exit", Deine Lakainen'96 "Winter Fish Testosterone", Mordor "Cseithe", Rosetta Stone'95 "Tyranny of Injaction", The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud "A New Soldier...", Die Verbanten Kinder Eva's'95 "Die Verbanten Kinder Eva's"


Данный раздел повествует об очень скользкой теме - тут мнения часто расходятся, но я постараюсь разъяснить все как можно точнее. Данный стиль похож на synthpop и new romantic - электронная мелодичная музыка, часто с использованием различных сэмплов, спокойная, и по стилистике ближе всего к synthpop, но с обязательным присутствием элементов и приемов готического исполнения. Примеры - The Frozen Autumn, Static Movement, La Floa Maldita, Edera, Derriere le Miroir, Passion Noire, The Deep Red. Пионерами Synth gothic являются Clan of Xymox, стараниями лейбла 4 AD выпустившие в 1985 году альбом "Clan of Xymox", с которого и берет свой отсчет история Synth gothic. Имея непосредственное отношение к готик-субкультуре на начальном этапе ее развития, Clan Of Xymox играли смесь готик-рока с потрясающими электронными фишками, атмосферными звуками и драм-машиной. Если быть до конца справедливым, то нужно упомянуть еще одну группу со схожим c CoX звучанием - это британцы Danse Society. Кстати, их концерты посещал Ронни Мурингз (из его интервью), поэтому можно усмотреть прямое влияние. Но Danse Society наделали меньше шума, чем Clan Of Xymox. Об этом говорит хотя бы тот факт, что об этой группе вспомнили лишь недвано и переиздали их работы. Иногда все эти группы относят к Darkwave, но это некорректно. Иногда выделяют подстиль входящий в synth gothic - techno gothic, это музыка с техно-битом (иногда простым, иногда сложным) c наложенным на нее готическим вокалом, или с использованием других готических музыкальных приемов, примеры: Qntal, Primordia.

Рекомендуются к прослушиванию - Clan Of Xymox "Clan of Xymox" (p)85, "Medusa" (p)86, The Frozen Autumn "Fragments Of Memories" (p)98, "Emotional Screening Device" (p)02, La Floa Maldita "L'oasis" (p)96, Derriere Le Miroir "Thieves & Kisses" p(96), Qntal "Qntal II" (p)95


Теперь к еще более запутанному вопросу - Готик Фолком часто называют большинство групп с World Serpent - Current 93, Death In June, Sol Invictus/Tony Wakeford, Fire + Ice, The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud, etc. Также для описания музыки этих групп применяют термины dark folk & apocalyptic folk. В основном gothic folk или dark folk называют группы сочетающие современные музыкальные приемы (и использующие современные музыкальные инструменты) с эстетикой европейского фолка, в основном эта музыка созданная под влиянием фолк музыки и в большинстве случаев никаких попыток создать аутентичную фолк музыку не музыкантами не предпринимается. В принципе gothic folk является не конкретным музыкальным стилем, а обобщенной характеристикой самых различных групп. Под это определение попадают как и группы активно использующие современные технологии, например The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud, так и группы звучащие действительно "фолково", например The Merlons (of Nehemiah) или Sopor Aeternus. Также Gothic Folk (или European Folk) часто называют различные Итальянские группы, самые известные из которых - Ataraxia, Ordo Equitum Solis, Camerata Mediolanense.

Рекомендуются к прослушиванию - Current'93 "Thunder Perfect Mind", Sol Invictus "The Death of the West", Sol Invictus'95 "In the Rain", Fire & Ice'94 "Guilded by the Sun", Merlons of Nehemiah'95 "Romanoir", Merlons of Nehemiah'96 "Cantoney", The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud'97 "The Smell of Blood But Victory", Sopor Aeternus'95 "Todeswunsch", Dark Reality'97 "Oh Precious Haze Pervade the Pain", Ordo Equitum Solis'95 "Hecate", Ataraxia'94 "Simphonia Sine Nomine".


Под medieval в академическом смысле этого слова понимается историческая реконструкция музыки средневековья на основе аутентичных транскрипций, с использованием соответствующих эпохе музыкального строя, инструментов, аранжировок и т.п. - такое исполнение, как правило, называют "исторически информированным" (historically informed performance). Medieval в этом смысле является разновидностью жанра "ранней музыки" (early music), куда относятся, помимо средневековья, и другие эпохи: от античности до барокко (XVII - XVIII века). Среди наиболее заметных исполнителей в области "академического" medieval можно назвать Thomas Binkley, Rene Clemencic - руководителя Clemencic Consort и ряда других ансамблей; такие коллективы как Sequentia, Gothic Voices, Hilliard Ensemble, Ensemble Organum, Ensemble Gilles Binchois, Ensemble Unicorn, Ony Witars, Sarband, Vox, Estampie, Freiburger Spielleyt, Sinfonie, Anonymous 4, и многие другие. В СССР пионерами early music были ансамбли "Мадригал" (Москва), Musica Antiqua (Львов) и Hortus Musicus (Эстония).
Начиная с ранних 90-х, благодаря росту интереса молодежи к средневековой культуре, наблюдается выход стиля за пределы академической сцены. Прежде всего, medieval начинает широко исполняться на многочисленных средневековых фестивалях, в которых, помимо музыкантов, принимают участие также военно-исторические клубы, устраивающие показательные бои и турниры, реконструкторы костюмов, и просто молодые люди, интересующиеся историей. Соответственно меняется репертуар: происходит отход от церковных хоралов в пользу более чувственной "куртуазной" (придворной) и народной музыки. Некоторые молодые исполнители данного жанра, таких как Estampie или Sarband, представлены и на "темной сцене".
В более широком (и менее строгом) смысле, говоря о medieval, подразумевают любую, в основном современную, музыку, с элементами средневековья. Такое сращивание medieval с популярными современными жанрами началось на рубеже 80-х и 90-х годов на волне растущего интереса к средневековой культуре в европейском обществе и породило веер стилей, различающихся по степени соотношения древнего и современного.
Прежде всего, естественно, элементы early music проникли в неофолк, что породило такие коллективы, как итальянские Ataraxia и Camerata Mediolanense и немцев Сorvus Сorax. Стилистическая разница не всегда ощутима: неофолк - музыка без строгих канонов, исполняемая на сочетании народных, классических и старинных инструментах и, как правило, в современном музыкальном строе. Исполняются как современные переработки популярных старинных пьес, таких как "Saltarello" или "In Taberna", так и авторские сочинения, стилизованные под средневековье или ренессанс.
Непосредственное отношение к готике имеет такое нетрадиционное направление как гибрид средневековой музыки с современной клубно-танцевальной электроникой: Qntal, Helium Vola, Lux Obscura, O Quam Tristis, поздние Corvus Corax - такую музыку часто называют medieval-darkwave или electro-medieval. Ярким примером этого направления может служить проект Qntal, соединяющий средневековые традиции с электронным синтезаторным саундом.
"Нашествие металлистов" на готическую сцену во второй половине 90-х коснулось и этого стиля. В результате образовался ряд групп, в исполнении которых средневековая музыка и старинные инструменты сочетается с жестким индустриально-металлическим гитарным саундом. Прежде всего следует назвать In Extremo и Tanzwut, а также их более металлизированных "коллег по цеху" - Subway to Sally, Saltato Mortis, Schmandmaul, Stille Volk и т.д.
В целом, для medieval из-за богатства традиций, используемых средств и их порой немыслимых сочетаний очень трудно описать все существующие направления стиля. Используются и вокальные или хоровые традиции различных средневековых школ, и жанр баллады, и многое другое.
С середины 90-х прослеживается слияние готической и средневековой сцены, сообщества. Прежде всего, это проявилось в появление такой разновидности готов, как antiquity goth. Многие medieval- и кроссовер-ансамбли выступают на фестивалях типа Wave Gothic Treffen, участвуют в совместных работах с gothic- и darkwave-музыкантами. Начиная с 1996 г. выпускается серия сборников Miroque (mittelalter-barock-gothic compilation), которую в настоящее время издает лейбл Totentanz. Параллельно происходит бурное развитие стиля как в количественном, так и в качественном плане, появляется множество новых групп.
Ведущими лейблами, специализирующимися на "академических" medieval-альбомах и вообще early music, являются Harmonia Mundi - филиал концерна BMG, и британский Hyperion. Из числа менее "мажорных" лейблов следует назвать Arte Nova, Christophorus, Naxos. В свою очередь, electro-medieval или crossover, как правило, издается на различных darkwave/industrial/metal-лейблах, среди которых можно отметить Chrom Records.
Среди российских исполнителей medieval можно назвать Марию Батову, ансамбли Зеленые рукава, Avis Dei, Drolls, Laterna Magica, Longa Brevis, Musica Radicum, Universalia in Re, а из музыкантов ближнего зарубежья - Rondellius (Эстония) и Стары Ольса (Белоруссия).

Рекомендуемые альбомы и исполнители:

1. Medieval.

Sequentia "Hildegard von Bingen. Voice Of The Blood" - Harmonia Mundi, 1994
Ensemble Organum "Polyphonie Aquitaine du XIIe siecle. St.-Martial de Limoges" - Harmonia Mundi, 1998
Clemencic Consort "Carmina Burana" - Harmonia Mundi, 1990
Ensemble Gilles Binchois "Le Jugement du Roi de Navarre. Machaut: Ballades, motets, virelais et textes dits" - Cantus, 1994
Sarband "Music of the Emperors / Musik der Konige" - Jaro, 1992
Estampie "Crusaders (In nomino Domine)" - Christophorus, 1996
Ensemble Unicorn "The Black Madonna. Pilgrim Songs from the Monastery of Montserrat (1400-1420)" - Naxos, 1996

2. Medieval-darkwave, electro-medieval

Qntal "Qntal II" - Gymnastic classX, 1995
O Quam Tristis "Funrailles des Petits Enfants" - Audioglobe, 2000
Helium Vola "Helium Vola" - Chrom Records, 2001
Corvus Corax "Seikilos" - Pica Records, 2002

3. Medieval/industrial/metal crossover

Subway to Sally - MCMXCV - Stars In The Dark, 1995
In Extremo -Verehrt und Angespien - Mercury, 1999
Tanzwut - Ihr Wolltet Spass - Pica Records, 2003


Этот стиль не является готическим, но некоторые группы относимые к нему имеют отношение к готической субкультуре и популярны у аудитории слушающей остальные готические стили. Данный стиль представляет собой музыку исполняемую на классических инструментах по канонам классической музыки, примеры - Amber Asylum, Anchorage, Le Orchestre Noir. Также к нему относят группы создающие музыку на современных инструментах, но по канонам классической музыки - Elend, Tony Wakeford, Shinjuku Thief.

Рекомендуются к прослушиванию - Amber Asylum'96 "Frozen in Amber", Anchorage'96 "The Bleak Wooden Tower", Le Orchestre Noir'97 "Cantos", Elend'96 "Les Tenebres Du Dehors", Tony Wakeford'96 "Cupid & Death".


Gothic Metal, так же как и darkwave, является пограничным стилем, соединяющим в себе gothic и metal элементы. Общепризнанно первой gothic считаются Creaming Jesus, но их звучание несколько нехарактерно для того, что сегодня имеют в виду под термином gothic metal. Однако gothic metal это не просто процесс "оготичивания" металлистов, или наоборот - это двухсторонний процесс, в котором задействованы как gothic так и metal коллективы. Я вижу две четкие формации - готы (группы из goth субкультуры) с утяжеленным звучанием, и металлисты с элементами готики, рассмотрим обе формации. Готы с металлизированным звучанием играют утяжеленную версию готик рока, вместо привычных для goth rock драм машин преимущественно используются живые ударные, гитарные партии приближены к металлу, хотя сильный налет готик-роковости в оных по прежнему сохраняется, вокал обычный, характерный для gothic rock, часто используется бэк вокал (женский) - достаточно нехарактерный элемент для современного gothic rock, где обычно используется только один вокал. В 90-х готы уже заново открывают для себя metal звучание - элементы металла встречались у многих goth групп 90-x: Marionettes, Nosferatu, Shadow Project, etc, хотя сейчас как gothic metal более известны Beyond Dawn, Into The Abyss, Nocturne, Nefilim, Lacrimosa, The Dreadful Shadows.

Металлисты с элементами готики обычно являются экс-doom metal группами, которые пытаются исполнять gothic rock в металлическом ключе - их музыка очень далеко ушла от doom и doom-death, в сторону gothic rock - используются характерные для gothic rock драм машины (хотя и живые ударные тоже нередки), гитарные партии близки к gothic rock, используются практически все стандартные gothic rock ходы, вокал опять же близок к gothic rock, и growling вокал встречается крайне редко, очень популярен женский бэк вокал и клавишные. Первые ярко выраженные gothic metal альбомы (будем говорить о альбомах, так как _все_ известные металлические gothic metal коллективы ранее играли другую музыку - преимущественно doom/death) появились около 95-го года. Хотя были и более ранние коллективы, которые называли gothic metal - например Decoryah. Сейчас наиболее известны/популярны Wish, Crematory, Paradise Lost, Cemetery, Lake of Tears, Katatonia, Dreams of Sanity, The Gathering. Сейчас практически все известные doom/death (doom metal) коллективы середины 90-х сейчас играют gothic metal. Часть готов с металлическим звучанием популярна в обеих субкультурах, но с металлистами обратная ситуация - готические издания, лэйблы, радио-шоу, итд, игнорируют их.

Рекомендуются к прослушиванию - Creaming Jesus'94 "Chaos for the Converted", Lacrimosa'95 "Inferno", Dreams of Sanity'97 "Komodia", The Gathering'95 "Mandylion", My Dying Bride'93 "Turn Loose the Swans", Paradise Lost'97 "One Second", Cemetary'96 "Sundown", Pyogenesis'95 "Twinaleblood", Lake of Tears'97 "The Crimson Cosmos", Crematory'97 "Awake".


Ethno Gothic часто называют Dead Can Dance, с чем я абсолютно согласен, на мой взгляд это определение очень хорошо характеризует их "восточные" диски, но к сожалению других групп, которые исполняли бы музыку, которую можно было бы описать как ethno gothic я не знаю, поэтому говорить о существовании стиля не совсем корректно.

Рекомендуются к прослушиванию - Dead Can Dance'88 "The Serpent's Egg", Dead Can Dance'93 "Into the Labyrinth".


Готы (конечно не те, которые варвары, а поклонники готик-рока) - люди, для которых готик-рок (готика) стала стилем жизни. Эта субкультура сформировалась в середине восьмидесятых и с тех пор органично развивается вместе с готической музыкой. Она включает в себя общий стиль одежды (и внешности в целом), литературу, музыку и увлечения. По всей видимости это наиболее "комплексная" субкультура из всех существующих: если для "металлистов" объединяющим фактором служит только музыка, и металлист не слушающий metal это нонсенс, то у готов ситуация совсем другая: объединяющими факторами являются музыка, проза, поэзия, имидж, арт, etc, например в internet готически-поэтических страничек не намного меньше чем музыкальных. К сожалению, учитывая все плюсы субкультуры, у нее есть и не мало минусов - в первую очередь множество клише и табу, которые матерые готы стараются соблюдать, да и некоторая доля "показушности" в оной присутствует.

Грубо утрируя можно сказать, что готы ходят только в черном или пурпурном, обожают серебряные украшения и фактически поголовно (в том числе и лица мужского пола) пользуются косметикой - ногти, выкрашенные черным лаком, обведенные черной краской глаза - это нормально для готов обоих полов. Готический имидж возник в первую очередь благодаря постпанк группам - родоначальникам готик-рока - Siouxsie & the Banshees, The Cramps, Bauhaus, Specimen, etc... Современный готический имидж довольно сильно трансформировался по сравнению с изначальным - сейчас все большее распространение среди готов получает "романтический" имидж, с использованием костюмов викторианской эпохи, etc. В ближайшее время на Russian Gothic Page будет сделан раздел посвященный готическому имиджу.

Культовую популярность среди готов приобрели готические фильмы начала века - Nosferatu, The Cabinet of Dr. Caligari, Vampyr, Dracula, также готическими считаются почти все современные фильмы про вампиров, причем вопреки широко распространенному заблуждению фильмы про вампиров далеко не всегда являются фильмами ужасов - Interview with the Vampyre, Nadja, The Addiction, The Hunger, Bram Stocker's Drakula - характерные примеры. Также готическими часто называют фильмы с готическими, депрессивыми, гротескными декорациями, сюжетом - Bladerunner, The Crow, etc...

Традиционно готическими авторами считаются классики horror/suspence - Alan Edgar Poe, H.P. Lovecraft, Mary Shelly, Bram Stoker, и современные авторы - Anne Rice, Storm Constantine, etc...

С сожалением вынужден констатировать факт, что ситуация практически нулевая. Готы у нас водятся, но в единичных экземплярах, некоторое количество готических групп существует (в основном gothic folk направленности), мне известны следующие группы и исполнители: Moon Far Away (darkwave/ethereal), No Man's Land (gothic rock), Romowe Rikoito (dark folk), Canonis (ethereal), Tanquam (ethereal), Neutral (darkwave), Lovecraft (gothic rock), Дыхание (darkwave), Лунофобия (gothic rock/darkwave).

После каждого из разделов по стилям идут рекомендации по альбомам. Это не лучшие и не худшие альбомы этих групп, но мы надеемся что именно эти альбомы дадут вам наилучшее представление об описываемом стиле. Также рекомендуются следующие сборники от лейбла Cleopatra Records: "Gothic Rock", "Gothic Rock II", "Gothic Rock III", "Gothik", "In Goth Daze", "Goth Box".

В Москве это Горбушка, "Пурпурный Легион", "Трансильвания", рок-магазины.

Великолпную книгу "Gothic Rock Book" авторства Mick Mercer (Cleopatra Rec): множество великолепных фотографий, много полезного материала.

В первую очередь рекомендуються следующие FAQи:

alt.gothic.fashion FAQ - о готическом стиле (одежда, внешность)

alt.gothic FAQ - общий FAQ по готике

uk.people.gothic FAQ - английский FAQ по готике

но все вышеперечисленные FAQи крайне скудны по части музыкальной информации и больше посвящены тому как выкрасить волосы в черный цвет и так далее.

Также интересен (в первую очередь благодаря огромному количеству полезных и интересных линков) следующий сайт:
Dark Side of the Web

Также вы сможете найдти много различных линков в разделах
Links и Bands Links на нашем сайте


Мы с удовольствием примем и рассмотрю любые дополнения и исправления.

[ Форма входа ]

[ Наш опрос ]
Какую информацию Вы хотите видеть на сайте DDC?
Всего ответов: 39

[ Поиск по FAQ'у ]

[ Друзья сайта ]

[ Статистика ]

© Fagoth, 2007Сайт управляется системой uCoz